Размер шрифта
Цвет сайта

Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства

  • Архив

1. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства

1.1. Понятие К(Ф)Х

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства в действующем законодательстве представлено в двух нормативных правовых актах – ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и в ч.1 Гражданского кодекса РФ

Редакция ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Редакция ст. 86.1 ГК РФ

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином Исходя из положений абзаца первого и из указаний на наличие соглашения – создается группой лиц
Обязательно наличие родственных или свойских отношений Указание на наличие родственных отношений нет.
Без образования юридического лица В форме юридического лица
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

Субсидиарная ответственность членов хозяйства
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя
Применяются правила ГК РФ, как к любым коммерческим организациям

Соглашение в том и в другом случае является – уставом крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором на основе договоренности между членами К(Ф)Х урегулированы все производственные, финансовые и иные вопросы деятельности хозяйства.

Приложение: форма Соглашения между членами К(Ф)Х при создании его без образования юридического лица

Сходства и различия ЛПХ и К(Ф)Х

Личное подсобное хозяйство

Крестьянское (фермерское)

хозяйство

Форма непредпринимательскойдеятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции
Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью

Осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Максимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в Кировской области – 2,5 га Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения в следующих предельных размерах: максимальный - 50,0 га; минимальный - 1,0 га.
Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

1.2. Создание К(Ф)Х

Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства определена ст. 22.1 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с данным законом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области заявитель представляет заполненное заявление по форме Р21002. Заявление заполняется в соответствии с требованиями установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», предъявляет документ удостоверяющий личность и квитанцию об уплате государственной пошлины.

В указанной форме заявления в обязательном порядке проставляются основной и дополнительный виды экономической деятельности в соответствии с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014       № 14-ст) (ред. от 26.08.2016) данный классификатор применяется с 11 июля 2016 года для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Квитанцию об оплате госпошлины предварительно необходимо получить в МРИ ФНС №14 по Кировской области, затем оплатить ее в ближайшем отделении банка.

Размер государственной пошлинный за регистрацию К(Ф)Х на начало 2017 года составляет 800 руб.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области находится по адресу: Кировская область, город Киров, ул. Уральская, 1.  Телефоны: приемная: +7(8332) 58-72-46, телефон доверия: +7 (8332) 58-45-40, справочная служба:8-800-222-2222.

Подать документы на регистрацию К(Ф)Х можно и по месту нахождения хозяйства через многофункциональный центр «Мои документы», но срок регистрационных действий будет увеличен, также возможен отказ в регистрации по причине допущенных ошибок или представления не полного пакета документов.

Также документы можно направить почтой или в электронной форме.

СХЕМА: на сайте ФНС – на стене раздел «Иные функции ФНС» - регистрация ЮЛ и ИП – регистрация фермерских хозяйств – порядок регистрации К(Ф)Х- формируем пакет документов по схеме (заявление по форме Р 210002, копия паспорт заявителя, квитанция об уплате госпошлины) – отправляем удаленно. Ответ придет на ваш электронной адрес.

В течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает в налоговый орган, (можно по месту нахождения хозяйства) заявление о выборе системы налогообложения. В случае не представления такого заявления для К(Ф)Х автоматически будет установлена общепринятая система налогообложения.

В качестве специальных режимов можно выбрать единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ) (объекта налогообложения «доход уменьшенный на величину расхода» ставка 6 %); упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) (объект налогообложения «доходы» ставка 6 %, «доходы уменьшенные на величину расходов» ставка 15 %).

Выбирая систему налогообложения глава К(Ф)Х должен представлять какие расходы, которые будут приняты к вычету, понесет его хозяйство и если их будет не так много то лучше остановить свой выбор на упрощённой системе налогообложения с объектом «доходы», в этом случае налогоплательщик может уменьшить сумму налога не более чем на 50% за счет уплаченных страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, платеже по добровольному личному страхованию п договорам заключенным в пользу работников, либо если в хозяйстве нет работников и выплаты физическим лицам не производятся, то исчисленный налоговый  платеж может быть уменьшен на всю сумму взносов в ПФР и ФФОМС рассчитанный из фиксированного размера страховых взносов даже если размер страховых взносов составит более 50 % суммы налога.  

При этом налогоплательщики упрощённой системы налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», даже в случае получения убытка заплатят минимальный налог, который исчисляется за налоговый период в размере 1 % от дохода.

Приложение:

1. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Форма заявления Р 21002.

3. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 26.08.2016)

1.3. Деятельность К(Ф)Х

С момента государственной регистрации крестьянское (фермерское) хозяйство становится участником гражданско-правовых отношений наравне с коммерческими организациями, к нему применяются те же правила гражданского законодательства, что и юридическим лицам.

Приобретение такого статуса обязывает его соблюдать нормы гражданского, административного, уголовного, трудового, ветеринарного др. законодательства.

Деятельность К(Ф)Х непосредственно связана с землей и имуществом. Поэтому многих будущих фермеров волнует вопрос о порядке оформления в аренду с последующим приобретением или сразу приобретением в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в количестве достаточном для осуществления своей деятельности.

На сегодняшний день в Кировской области действует Закон Кировской области от 03.10.2002 № 98-ЗО (ред. от 25.07.2014) «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области». Предельный размер земельного участка для осуществления своей деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством определен в 6 указанного закона области, которая гласит, что земельные участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предоставляются гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения в следующих предельных размерах: максимальный - 50,0 га; минимальный - 1,0 га.

Многие путают, что именно такой площади участок вправе иметь крестьянское (фермерское) хозяйство, но это распространяется только на предоставляемые из государственной и муниципальной собственности земельные участки, при этом никто не ограничивает право главы К(Ф)Х приобрести земельный участок для нужд хозяйства у физического или юридического лица. На эти отношения вышеуказанная норма не распространяется.

С 01.03.2015 года установлен общий порядок приобретения в собственность или в аренду земельного участка находящегося как государственной, так и муниципальной собственности, в том числе и для ведения сельскохозяйственной деятельности. Предоставление таких участков производится по результатам аукциона. Существенным послаблением в таком порядке можно считать пункт 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотревший, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Но в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом проект Федерального закона № 68722-7 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесённый на рассмотрение в ГД ФС РФ предлагает дополнить п. 8 ст. 10 абзацем вторым следующего содержания: «Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных законом субъектов Российской Федерации, могут предоставляться в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов впервые зарегистрированным крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности».

В конце декабря в Законодательное собрание Кировской области был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области» номер регистрации проекта 50-6 от 13.01.2017, которым предусмотрено внесение изменений в абзаце втором пункта 4 статьи 5 об увеличении площади земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности К(Ф)Х с 50 до 500 га.

Статья 9.1 законопроекта 50-6 от 13.01.1997 изложена в следующей редакции:

«1. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для осуществления деятельности в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, может приобретаться этой сельскохозяйственной организацией или этим крестьянским (фермерским) хозяйством в собственность по цене, определяемой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

2. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для осуществления деятельности в аренду сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этой сельскохозяйственной организацией или с этим крестьянским (фермерским) хозяйством либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этой сельскохозяйственной организации или этому крестьянскому (фермерскому) хозяйству может приобретаться этой сельскохозяйственной организацией или этим крестьянским (фермерским) хозяйством в собственность по цене, определяемой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в случае если этой сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка».

Как уже было установлено членами крестьянского (фермерского) хозяйства созданного без образования юридического лица являются преимущественно лица, состоящие в родстве или свойстве, все имущество, вносимое в фермерское хозяйство является собственностью его членов, поэтому согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Все имущество, вносимое в фермерское хозяйство каждым из его членов отражается в соглашении с обязательным определением его стоимости.  Все операции, в том числе владение и пользование имуществом фермерского хозяйства осуществляются в соответствии с соглашением.

Создавая фермерское хозяйства его члены рассчитывают на получение какой-либо поддержки со стороны государства, как сельхоз товаропроизводители, момент получения фермерским хозяйством статуса сельхоз товаропроизводителя согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и на основании письма Министерства сельского хозяйства РФ от 19 сентября 2016 г. № 14/232 является момент его государственной регистрации.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как уже было сказано деятельность К(Ф)Х это предпринимательская деятельность, что само собой подразумевает, что произведенная продукция будет подлежать реализации, в этом случае каждый из вас столкнется с вопросом о порядке применения контрольно-кассовой машины. Начиная с 01.02.2017 вступит в силу новый порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККМ, изменятся и требования к самой технике, по новым правилам она должна быть оснащена фискальным накопителем. Порядок применения ККМ с 01.02.2017 регламентирован Федеральным законом Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В качестве комментариев к положениям этого закона ФНС России подготовило два презентационных блока подробно разъясняющих порядок реализации положений вышеуказанного закона.

Что касается стоимости всех предстоящих изменений, то выглядит это так:

1. модернизация уже имеющейся контрольно-кассовой машины, это возможно при условии, что ККМ включен в реестр контрольно-кассовой техники ФНС России – от 10, 0 тыс. руб. + работа 5,0 тыс. руб.

2. приобретение отдельно фискального накопителя и подключение к персональному компьютеру – 18,5 тыс. руб. 

3. приобретение нового кассового аппарата с программным обеспечением – от 26,0 тыс. руб.

4. подключение к оператору фискальных данных – 3,0 тыс. руб. в год с каждого кассового аппарата.

5. электронная цифровая подпись, квалифицированная для создания личного кабинета.

К(Ф)Х находящиеся в населенных пунктах включенных в перечень отдаленных или труднодоступных местностей на территории Кировской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять при осуществлении расчетов контрольно-кассовую технику, утвержденный Законом области от 01.08.2016 № 709-ЗО ввиду отсутствия интернета вправе не подключаться к оператору фискальных данных, в этом случае налоговый органа будет снимать данные из фискального накопителя при проведении выездной проверки.

Более подробную информацию о технической составляющей данных изменений можно получить в ООО «Кировагронет», тел. 78-96-52 (Евгений).

В процессе своей деятельности крестьянское (фермерское) хозяйство может столкнутся с необходимостью внесений изменений в ЕГРИП, в этом случае К(Ф)Х в порядке схожем с порядком гос. регистрации хозяйства при создании подает форму заявления Р24002 заполненную в соответствии с установленными требованиями.

Приложения:

1. Закон Кировской области от 03.10.2002 N 98-ЗО (ред. от 25.07.2014) «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области»

2. Письмо Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232

3. Закон Кировской области  от 01.08.2016 № 709-ЗО «О Перечне отдаленных или труднодоступных местностей на территории Кировской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять при осуществлении расчетов контрольно-кассовую технику»

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Форма заявления Р24002 и требования к ее заполнению.

1.4. Прекращение деятельности К(Ф)Х

В соответствии со статья 21 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство прекращает свою деятельность по следующим основаниям:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом срок в течение которого крестьянское (фермерское)хозяйство не способно удовлетворять требования кредиторов законом не установлен, тогда как для юридических лиц он определен в три месяца.

Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению, должны быть приложены документы о:

составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

А также:

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, главы К(Ф)Х;

список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;

решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;

решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;

протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;

отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета;

документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну);

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

 Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке.

На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать двух лет более чем на три месяца.

В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства.

Порядок формирования конкурсной массы у крестьянского (фермерского) хозяйства определен в ст. 221 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.

В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).

Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

 При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).

В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»

В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:

- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

- учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);

- решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);

- документ об уплате государственной пошлины.

При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество" заявления по форме N Р11001.

Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.

Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.

5) на основании решения суда.

ЭТО ИНТНРЕСНО. Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?

Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):

1. заявление по форм Р26002,

2. документ об уплате госпошлины,

3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Приложение:

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)».

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728