Техрегламент против госстандарта?
- Архив
Подготовка и принятие целой серии других техрегламентов неоправданно затягивается, о чем и доложил участникам заседания председатель Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам В.П. Денисов.
- Совершенно ясно, что разработка технических регламентов затянулась, а сроки их принятия уже истекают. Это недопустимо. Только сегодня я получил доработанный регламент по кондитерским изделиям. У нас подготовлен к первому чтению техрегламент на пиво и пивоваренную продукцию. Достаточно дискуссионный документ. Мы имеем предложение депутатов Краснодарского края по винодельческой продукции. Здесь много неясностей и мы не готовы пока к принятию их документа.
Я хочу особо отметить, что нам пришлось очень много времени затратить на разработку первого в АПК регламента на молоко и молочную продукцию. Он лег в основу других регламентов. Но если бы сейчас мы начинали работать над этими документами заново, я предложил бы в первую очередь, имея уже большой опыт, принять и оформить законодательно технический регламент о безопасности пищевых продуктов. Ибо по своей структуре этот базисный документ связан со многими другими важными экономическими документами. Разработка их и принятие в Госдуме были бы, разумеется, ускорены.
Участники заседания, а среди них были не только депутаты Госдумы РФ, но и члены Совета Федерации, представители Минсельхоза, Минэкономразвития, Минпромторговли, Федерального агентства по рыболовству, других ведомств и организаций, были не на шутку озабочены создавшимся положением с разработкой и принятием техрегламентов в агропромышленной сфере. Сказывалось в этом и недавнее указание Президента страны о необходимости оптимизации процедуры утверждения важных документов на законодательном уровне.
Ломать голову, как говорится, пришлось над самыми различными предложениями и вопросами. Среди них внесение целой серии изменений в проект Федерального Закона "Технический регламент на рыбную и иную продукцию из водных ресурсов", в проект постановления Правительства РФ "Об утверждении технического регламента "О требованиях к сельскохозяйственной птице, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту", в Федеральный Закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Рассмотрены были и меры по снижению административных барьеров в АПК.
В общем, дискуссия развернулась весьма бурная и неоднозначная. В какой мере признавать значимость бывших советских Госстандартов при разработке технических регламентов, надо ли использовать хлор и хлорсо-держащие вещества при дезинфекции куриного мяса и, если надо, то в какой пропорции, что считать молоком и что молочным напитком... Все эти и многие другие вопросы вызвали большую дискуссию у участников заседания Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу.
- Для начала я хочу высказаться, как потребитель сельскохозяйственной продукции, - заявил неожиданно А.Н. Лоцманов, заместитель Председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке состояния. - Зашел я как-то в Москве на улице Островитянова в универсам "Перекресток". Вижу, на коробке с яйцами срок годности стерт бритвой, а рядом от руки написана новая дата. Спрашиваю, почему продаете просроченную продукцию? Отвечают: нам такую привезли.
Покупаю в этом же магазине пакет молока "Отборное". Дома открыл и поставил в холодильник, достаю его дней через десять. Никаких изменений. Вкус остается таким, как был. Но я-то хорошо знаю, что настоящее натуральное молоко через одни сутки, даже находясь в холодильнике, скисается. Что было в том пакете? Генномодифицированная соя или какие-то другие замени-тели? А на пакете написано "молоко" вместо "молочный продукт".
Вот вам яркий образец, как используется принятый техрегламент на эту продукцию. И я хочу подчеркнуть, что и другие принятые нами регламенты не работают. Или работают, но частично. Нет никакого контроля над их использованием. В связи с этим, напомню, что первоначальная редакция Федерального Закона "О техническом регулировании", которая действовала пять лет, ввела нас в тупиковую ситуацию.
На полном серьезе нам предлагали распаковать все прежние советские стандарты и выбросить их. Мы, мол, примем 400 технических регламентов и заменим 25 тысяч Госстандартов. Любому человеку, который хоть как-то соприкасаются с реальным производством, ясно, что это настоящий бред! Без стандартов сегодня не обойтись. Весь мир идет по пути стандартизации и глобализации. Такие страны, как США, Германия, Великобритания применяют в экономике до 90 процентов международных стандартов и лишь 10 процентов из них имеют национальное значение.
- Надежда на то, что рынок все отрегулирует, эфемерна. Только ясное и четкое законодательство в этой сфере поможет нам выйти из тупика. Но это вовсе не значит, что нам надо вернуться к той, старой системе обязательной стандартизации, -заметил Андрей Николаевич, -Возврат к прошлому не сулит ничего хорошего. Старая система лишь усложнит разработку новых эффективных технических регламентов, отвечающих международным требованиям, не даст возможности устранить многочисленные административные барьеры при оформлении дорогостоящих для производителя различных разрешительных документов. Выход в том, чтобы все лучшее и наиболее целесообразное в прежней системе использовать в разработке новых современных регламентирующих документов.
В своих выступлениях председатель правления Национального института технического регулирования Д.Ю. Петров, начальник управления Федерального агентства по рыбоводству В.А. Беляев, президент Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы А.Н. Терехин, другие участники заседания Комиссии по АПК особый упор делали на то, что отсутствие необходимых технических регламентов, длительная задержка с их разработкой и принятием самым отрицательным образом сказывается на деятельности сельхозпроизводителей, лихорадит рынок пищевых продуктов, создает излишние бюрократические барьеры при их производстве и реализации, ведет к увеличению коррупции в отрасли.
В нынешних условиях, когда прежние ГОСТы не принимаются многими компаниями к исполнению, признаются устаревшими, только современные, утвержденные Законом технические регламенты, могут обеспечить безопасность пищевой продукции, уберечь ее от подделок, сохранить качество. Без специального технического регламента не решить и такой, вызывающий разногласия вопрос: сколько, скажем, в тушке замороженной птицы должно быть воды?
- Мы считаем, что ее объем не должен превышать 5,1 процента, - заметил профессор Московского государственного аграрно-инженерного университета П.П. Сорокин. - Как и было в прежнем ГОСТе, что соответствует многим международным стандартам. Но у нас в магазинах, на рынках сплошь и рядом продают замороженные тушки куриц, в которых объем воды превышает 10-15 процентов. Но это уже будет другой продукт - кулинарное изделие. Так и цена у него должна быть иная, и запись на упаковке иная. Отрегулировать подобные казусы сможет опять же только специальный технический регламент, разработкой которого сейчас занимаются различные ведомства.
То же самое касается и содержания хлора в мясе птицы при ее дезинфекции. Разногласия по этому вопросу остаются. Одни специалисты считают, что использование хлора и его соединений надо запретить, так как он вреден для здоровья человека. Другие убеждены, что без хлора невозможно сохранить качество мяса птицы на длительный срок. Но использовать его надо предельно осторожно, так, чтобы в тушке птицы хлорки оставалось не более, чем в питьевой воде. Таково требование и Роспотребсоюза. Но точку в этом споре опять же может поставить только Закон о специальном техническом регламенте, который должен быть принят в самое ближайшее время.
Комиссия по агропромышленному комплексу приняла решение от имени Российского союза промышленников и предпринимателей обратиться в Госдуму РФ с просьбой ускорить принятие уже готовых и внесенных на ее рассмотрение технических регламентов на продукцию АПК. Сроки поджимают.